Дурак дураку – рознь!

Дурак дураку – рознь!

Форест Гамп – кино и книга.

Кинематограф и литература, не будем опускаться до банальностей выясняя, что же лучше кино или книга. И то и другое является культурой, однако не всегда искусством. А если уж мы говорим об искусстве кино, то по вполне понятным причинам не будем опускаться до мыльных сериалов заполонивших экраны наших телевизоров, на мой взгляд – это не искусство. Культура – да, но не искусство. При чем культура перекочевавшая к нам из далекого, древнего Рима, с тех пор лозунг – «Хлеба и зрелищ», ни чуть не изменился. Изменилось нечто иное, но не кардинально, если древних плебеев кормили гладиаторскими боями, трагедиями и комедиями в театрах, то сейчас нас кормят той же кровью и трупами, но только по телевидению или с монитора компьютера. Эта утилитарная культура, одноразового употребления.

Однако, что бы не отвлекаться на долгие и нудные рассуждения по поводу того, что есть искусство и до чего докатилась наша культура, сразу перейдем к Форесту Гампу.

Наверное, как и большинство российских граждан, я узнал о существовании этого чудака из фильма Роберта Земекиса «Форест Гамп», по вполне простой причине – книга была переведена на русский язык намного позже. Сказать, что это один из лучших фильмов за всю историю человечества, ни чего не сказать. В нем есть все: отличная режиссура, бесподобная игра актеров, и смех, и слезы, и война, и любовь. История такого американского Ивана-дурака, которого фортуна всякий раз несла на плечах и в результате, вот она американская мечта была дарована тому, кто о ней и не мечтал. Фильм настолько потрясающий, что, пересматривая его снова и снова, открываешь для себя, какие-то новые грани. Например, обратите внимание, как главный герой смотрит телевизор. Мелочь, но вот из таких мелочей и состоит весь фильм. Большую часть фильма Форест одет в клетчатые рубашки, верхняя пуговица обязательно застегнута, это все замечаешь после второго или третьего просмотра, этого бесподобного шедевра. Хотя может быть кто-то думает иначе, для меня Земекис – режиссер очень близкий и понятный, он какой-то русский, что ли. Я могу сравнить его фильмы с картинами Данелии. Эти два режиссера очень схожи, по стилистике, по духу, по восприятию. Взять того же «Афоню» Данелии, смотришь и не знаешь толи смеяться, толи плакать. Так же и в Форесте Гампе. А «Назад в будущее» Земекиса, можно провести некую параллель с «Киндзадзой» Данелии. Хотя, несомненно, все это спорно. Это лишь мое восприятие этих режиссеров, мое прочтение их гениальных произведений. Вернемся к Гампу. Если вы не видели этот фильм, то обязательно посмотрите, подобное кино не оставит равнодушным ни кого. Первый раз я увидел его в году 90 каком-то, это произведение меня просто потрясло. И вдруг в 2011 году, безделицы ради, что бы не скучать в дороге до работы, я попросил у приятеля, что ни будь почитать. Он предложил мне на выбор несколько книг, но из всего богатства выбора лучшей альтернативы не было. Признаться откровенно и эту книгу я ни хотел брать, так как одноименный фильм знаю практически наизусть. Однако если стоит выбор читать что-то уже известное или вовсе ни чего не читать, я склоняюсь в сторону чтения. Книга оказалась довольно толстой по объему, страниц 400. Порой бывает, возьмешься читать рассказ в пятнадцать, двадцать страниц и неделю не можешь осилить. Этот роман я прочитал за два дня. Он захватывает буквально с первых строк и оторваться просто невозможно. Это роман Уинстона Грума «Форест Гамп». В Америке он вышел аж в 1986 году за восемь лет до того, как сняли одноименный фильм. На мой взгляд – это два совершенно разных произведения. Киношный Гамп – простой чудаковатый парень, с морально-этическим взглядом на мир, которому сопутствует фортуна. Книжный Форест совершенная ему противоположность – это человек страдающий аутизмом заброшенный в жестокую, порой абсурдную реальность американской действительности. Сама книга – это некий памфлет на американское общество. Судьба книжного Гампа – это некое «хождение по мукам», он как беспомощный щенок плавает в бушующих водах жестокой реальности, пытаясь выжить.

«Скажу  так:  жизнь идиота  -  не  сахар.  Люди  сначала смеются,  потом раздражаются, и  начинают  плохо относится к тебе.  Говорят, нынче к увечным должны относиться с добром,  так скажу вам  прямо – не всегда это так. А я то вообще не жалуюсь, жизня у меня и так наполненная смыслом, так сказать.»

Уинстон Грум американский писатель и документалист родился 23 марта 1944 года, в Вашингтоне. Закончил университет, служил в армии с 1965 по 1969 годы, был во Вьетнаме.После ошеломительного успеха фильма, Грум написал продолжение странствий современного американского «Идиота» – «Гамп и Ко.» Эту книгу экранизировать он запретил.

Вот и все, что я могу сказать об этом!